Шинирование зубов осуществляется путем установки шины, соединяющей несколько подвижных зубов в блок. Повышенная подвижность зубов, их расшатывание и расхождение – это проблемы, требующие срочного устранения путем наложения шины для зубов.
Показания для проведения шинирования зубов:
- Пародонтит
- Травматическая подвижность зубов
- Завершающий период лечения аппаратами (брекеты), исправляющих неправильный прикус
- Укрепление зубов для проведения оперативного вмешательства
Методики шинирования
Шинирование подвижных зубов разнится в зависимости от срока, на который устанавливается шина, и конструкции шины.
По времени функционирования шины различают постоянное и временное шинирование зубов. Постоянные шины могут быть съемными – к этой группе относят протезы и несъемными: композитные материалы, ленты, проволоки, нити.
Что касается материалов, применяемых в процессе шинирования, возможны следующие варианты: лигатурная проволока, арамидная либо стекловолоконная нить, коронка, протез.
Каким методом шинировать зубы обычно выбирает стоматолог, так как определение способа и материала связано с конкретным клиническим случаем. Прежде чем выбрать шину стоматолог изучает степень повреждения тканей пародонта, а также локализацию и характер патологического процесса. Врач выявляет особенности прикуса пациента, учитывает количество отсутствующих зубов и общее состояние зубного ряда.
Временное шинирование
К этому виду шинирования прибегают чаще, чем к постоянному. Непостоянные шины ограничивают подвижность зубов, существенно уменьшают нагрузку на все зубы и постепенно выравнивают зубной ряд. Одновременно с ношением шины осуществляется комплексное лечение болезни, приведшей к расшатыванию зубов. Если же подвижность была вызвана травмой, через некоторое время зубы укрепятся на своих местах, и стоматолог снимет шину.
Временное шинирование при заболеваниях пародонта в сочетании с лечением болезни помогает добиться устойчивого позитивного результата, по достижении которого шина снимается без ущерба для зубного ряда.
Шины временного типа делятся на полупостоянные и временные. Срок ношения первых – от месяца до нескольких лет – они актуальны для устранения действия заболеваний пародонта. Вторые же могут снять в течение одного дня или через месяц – зависит от корректируемой проблемы. Обычно временные шины стабилизируют зубы на фоне острого воспаления, после травмы либо в ходе подготовки к хирургическому лечению.
Постоянное шинирование
Когда необходимо на долгое время зафиксировать шатающиеся зубы, используются шины постоянного типа, которые бывают несъемными и съемными. Сравнивая функциональные свойства обеих конструкций, обозначим, что:
- Съемные конструкции ограничивают движение зубов лишь в горизонтальной плоскости, не мешают ни терапевтическому, ни хирургическому лечению, не способны травмировать маргинальный пародонт, не препятствуют гигиеническим процедурам, не вызывают необходимость препарирования зубов.
- Несъемные конструкции ограничивают движение зубов в трех плоскостях, могут мешать лечению, иногда вызывают травмы пародонта, затрудняют гигиену ротовой полости, вызывают необходимость механической обработки зубов перед установкой протезов.
Акцентируя внимание на лечебных свойствах постоянных шин, нужно отметить, что в этом плане несъемные шины лучше съемных. Шины несъемного типа надежно укрепляют подвижные зубы, образуя блок, который способен противостоять действующим в процессе жевания вертикальным и горизонтальным силам. Пациенты быстро привыкают к этим конструкциям, и речь они нарушают весьма незначительно.
Шинирование стекловолокном
Шинирование зубов стекловолокном – пожалуй, самый надежный метод шинирования. Кроме того, на такое шинирование зубов цена вполне приемлемая, что делает его очень популярным. На зубах стекловолоконная шина почти незаметна, так как ее оттенок позволяет конструкции сливаться с эмалью. Сам процесс включает в себя такие этапы:
- Пациенту вводится местное обезболивающее.
- С внутренней стороны каждого из резцов стоматолог делает маленькие углубления.
- В углубления помещается стекловолоконная лента.
- Когда цельная шина находится на своем месте, углубления заполняются композитным материалом.
Захват нити не ограничивается неустойчивыми резцами – в блок также входят опорные клыки, на которые после установки шины ложится значительная часть жевательной нагрузки. Когда шинирование зубов стекловолоконной лентой подходит к концу, резцы крепко соединяются вместе и становятся неподвижными. В результате такого шинирования нагрузка распределяется по всей конструкции, соединенной нитью, даже в том случае, если откусывание осуществляет один резец.
Вантовое шинирование
Этот способ применяется для борьбы с тяжелой степенью пародонтита, когда требуется незамедлительно зафиксировать подвижные зубы. Шина выполняется из арамидного волокна – синтетического материала, обладающего повышенным уровнем износостойкости. Он прочен и долговечен, не травмирует зубную эмаль и не стирается. Кроме того, арамидное волокно не подвергается процессу окисления и не противопоказано к установке пациентам, имеющим проблему чувствительности к инородным элементам.
Вантовое шинирование не многим отличается от стекловолоконного: в выемки, проделанные в нестабильных резцах, горизонтально помещается лента, а бороздки закрываются светоотражающей пломбой, сходной по цвету с зубами пациента. Данный метод гарантирует надежную сохранность двигающихся зубов в трудных случаях. Благодаря равномерному распределению жевательной нагрузки, арамидная лента останавливает разрушение костных тканей.
Шинирование бюгельными протезами
Бюгельный протез шинирующего типа – это съемная конструкция, устраняющая подвижность зубов, вызванную заболеваниями пародонта. Она выполняет две функции: спасение расшатанных зубов и восстановление утраченных. Эта конструкция представляет собой металлическую дугу, плотно прилегающую к внутренней поверхности отдельных зубов либо целого зубного ряда – это зависит от количества зубов, подвергаемых шинированию. Дуга содержит многозвеньевые замочки, когтевидные отростки, кольцевые минизамочки, фиксирующие каждый двигающийся зуб.
Опорные зубы, к которым прикрепляется конструкция, прячутся под коронки для поддержания равномерного распределения нагрузки с расшатанных зубов на челюсть и здоровые зубы.
Бюгельная конструкция для шинирования изготовляется в индивидуальном порядке для каждого пациента. При этом учитывается возраст, прикус, количество и состояние потерянных зубов, и некоторые другие факторы.
Шинирование коронками
Этот метод подразумевает фиксацию зубов в неподвижный ряд с помощью спаянных вместе коронок. Перед процедурой шинирования коронками зубы, на которые коронки будут устанавливаться, если показания подлежат депульпированию. За удалением пульпы следует пломбировка корневых каналов. Затем проводится обтачивание зубов под коронки. Надевание на зубы коронкового ряда является завершающим этапом процедуры.
Шинирование коронками очень прочное и долговечное, но необходимость обтачивания зубов и высокая цена, продиктованная сложностью и количеством стоматологических манипуляций – это значительные минусы.
Материал, из которого изготовляются шины-коронки, может быть разным. Если процедуре подвергаются передние зубы, обычно ставится металлокерамика либо керамика. Когда нужно восстановить функции и внешний вид жевательных зубов, появляется возможность сэкономить и выбрать металлические коронки – металл гораздо дешевле керамики и металлокерамики.
Шинирование при переломе челюсти
Для фиксации челюстных костей после перелома применяются шины, изготовленные из быстротвердеющих пластмасс либо металлической проволоки. Шинирование зубов при переломе челюсти может осуществляться такими типами шин:
- Одночелюстная. Используется во время линейных переломов костей нижней челюсти, при условии наличия, как минимум двух или трех неподвижных зубов. Также нужно, чтобы обломки зубов не были смещены друг относительно друга, и их можно было вернуть на свои места.
- Двучелюстная. Используется при двойных и сложных переломах.
- Гладкая. Используется при простых переломах.
- Шина с распорочным изгибом. Используется когда на месте перелома нет нескольких зубов.
- Шина с зацепными крючками. Используется при переломах со смещениями, которые нельзя легко вернуть на прежнее место, и при переломах множественного характера.
Различные типы шин могут комбинироваться и накладываться одновременно. Например, двучелюстная шина, имеющая зацепные крючки, накладывается при переломе верхней челюсти со смещением. А если в результате перелома нет нескольких зубов или появился явный дефект костной ткани – лучше будет наложить шину с крючками и шину с распорочным изгибом.
Шинирование после брекетов
Шинирование зубов после брекетов закрепляет результат ортодонтического лечения и предотвращает повторное развитие аномалий прикуса. В этом случае шинирование является последним этапом процедуры исправления прикуса, от которого во многом зависит итог лечения брекетами.
Перед установкой шин врач проводит санацию ротовой полости, залечивает болезни ротовой полости и депульпирует зубы, если это необходимо. После снятия брекетов шины закрепляются на обеих челюстях, то есть обязательно и на верхней, и на нижней.
Шинирование, закрепляющее результат лечения брекетами, временное. После формирования новой костной ткани шины снимаются. Лишь проблема повышенной подвижности резцов вынуждает носить конструкцию пожизненно.